Заходи

Уважаемые коллеги!

 

Информируем Вас о том, что работа начатая Ассоциацией еще 02 марта 2015 года наконец то завершилась. Наши совместные заседания руководства Министерства Финансов и представителей Ассоциации ювелиров Украины в формате рабочей группы, которые проходили 02 марта 2015 года и 28 мая 2015 года (протоколы заседаний с Повесткой дня - читай ниже в разделе «Заходи», «Новини» ) рассматривали вопросы изменения « Правил торговли драгоценными металлами, Правил розничной торговли ювелирными изделиями»  принятые постановлением Кабинетом Министров Украины от 04 июня 1998 года №802.

Даем краткое разъяснение  с комментариями содержания принятого постановления.

Кабинетом Министров Украины упрощены правила осуществления торговли драгоценными металлами, драгоценными камнями, ювелирными и бытовыми изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней.

КМУ принял постановление от 25.01.2017 №41 «О внесении изменений в постановление КМУ от 04 июня 1998г. №802 и признании такими, что утратили силу некоторых постановлений КМУ», которым объединил Правила торговли драгоценными металлами,  Правила розничной торговли ювелирными изделиями и изложил новые единые Правила торговли драгоценными металлами (кроме банковских металлов) и драгоценными камнями, драгоценными камнями органогенного образования и полудрагоценными камнями в сыром и обработанном виде и изделиями из них, принадлежащих субъектам хозяйствования на праве собственности в новой редакции .

Документ устраняет дублирование положений решений Правительства, ранее принятых в указанной сфере, актуализирует положения этих нормативно-правовых актов в соответствии с современными условиями ведения бизнеса. При этом он стал значительно короче, чем каждое из ранее существующих Правил торговли драгметаллами или ювелирными изделиями.

Принятые изменения расширяют возможности субъектов хозяйствования, работающих на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней, в частности по внедрению средств телекоммуникационной сети в процесс розничной торговли ювелирными изделиями, упрощают условия этикетирования изделий и проведение расчетных операций за приобретенный товар.

Изменения требований новых Правил торговли в сравнении с действующей редакцией:

1.     Торговля драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Все коллизионные ограничения и нормы, установленные Правилами торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями, в редакции 16.08.2012, исключены:

- например, п.4. Правил устанавливал ограничения по субъектному составу участников торговых операций слитками драгоценных металлов, минеральной и вторичным сырьем, вмещающий драгоценные металлы и драгоценные камни, изделиями из их содержанием, полуфабрикатами с содержанием драгоценных металлов, драгоценными камнями, драгоценными камнями органогенного образования и полудрагоценными камнями -  их могли осуществлять на территории Украины в соответствии с настоящими Правилами в пределах своей компетенции Минфин, Национальный банк, пользователи недр, заготовители, переработчики, аффинажные предприятия, промышленные потребители, скупщики и ломбарды;

- или, п.10 Правил также ограничивал субъектный состав по операциям с вторсырьём, указывая, что вторичное сырье принимается от его владельцев заготовителями, переработчиками, афинажными предприятиями и Государственным хранилищем драгоценных металлов и драгоценных камней на основании заключенных договоров купли-продажи. Заготовители сдают вторсырье переработчикам, аффинажных предприятиям на основании заключенных договоров купли-продажи.

По-сути, после вступления в силу Постановления КМУ от 25.01.2017 №41, при торговле драгметаллами (кроме банковских) и драгоценными камнями останется лишь одно специальное правило – норма статьи 4 Закона Украины «О государственном регулировании добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней и контроле за операциями с ними»:

- Добытые драгоценные металлы из руд, песков, шлихов и другие продукты обогащения, лом и отходы драгоценных металлов передаются по договорам купли-продажи или на условиях давальческого сырья для аффинажа предприятиям, или могут вывозиться в соответствии с законодательством на условиях давальческого сырья за пределы Украины для аффинажа, изготовление и реализации изделий с использованием драгоценных металлов;

- Аффинированные драгоценные металлы в стандартном виде, а также добытые из недр или рекуперованные драгоценные камни в рассортированном виде при продаже субъектами их добычи и производства, скупленные, не выкупленные из-под залога ювелирные и бытовые изделия из драгоценных металлов, лом драгоценных металлов, а также драгоценные камни первого порядка в первую очередь предлагаются Национальному банку Украины и центральному органу исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного пробирного контроля;

- Субъекты хозяйствования независимо от формы собственности, и физические лица в установленном порядке приобретают в собственность драгоценные металлы в слитках и изделиях, драгоценные камни, драгоценные камни органогенного образования и полудрагоценные камни на рынках драгоценных металлов и драгоценных камней по договорам купли-продажи, дарения, другим гражданско-правовым договорам, а также по праву наследования.

Вот и все специальные Правила. Все остальные торговые действия с указанными ценностями теперь будут производится в общем порядке, без каких-либо особенностей, установленных регулятором.

2.     Торговля ювелирными и бытовыми изделиями из драгметаллов и драгкамней.

Действующие Правила розничной торговли ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней в редакции 04.05.2011 отменяются. Вместо них вводится раздел в общих Правилах, согласно которому:

1)    Розничная торговля ювелирными и бытовыми изделиями из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней (далее - ювелирные изделия) осуществляется через специализированные магазины, специализированные отделы (секции) магазинов с универсальным ассортиментом товаров, а также с помощью средств дистанционного связи.

Продажа ювелирных изделий в мелкорозничной торговой сети, на рынках (кроме размещенных на них специализированных магазинов, отделов) и с рук запрещается.

Исключена существующая в Правилах в редакции 04.05.2011 коллизия о невозможности Интернет-торговли ювелирными изделиями.

2)    Субъекты хозяйствования в местах торговли обязаны обеспечить выполнение общих требований:

- Закона Украины "О государственном регулировании добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней и контроле за операциями с ними" в части осуществления торговли ювелирными изделиями;

- реализацию прав потребителей, определенных Законом Украины "О защите прав потребителей";

- Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 15 июня 2006 № 833 и требований других нормативно-правовых актов.

Исключены требования об обязательном оснащении торговых помещений специальным торгово-технологическим оборудованием и торговым инвентарем, а также обязанностью субъекта оборудовать их охранной и противопожарной сигнализацией.

Исключены требования об обязательном наличии у работников торгового предприятия, занятых обслуживанием покупателей, специальной профессиональной подготовки и квалификации.

3)    Исключены требования об обязательном наличии весовой техники в магазинах, отделах, которые осуществляют розничную торговлю ювелирными изделиями.

 

Теперь весы предоставляются по требованию потребителя для возможности проверки веса продаваемого изделия – т.е. ее можно «взять в заем у соседа по торговому центру» только на время, необходимое для взвешивания потребителю, либо купить одни весы на несколько торговых точек и совместно использовать.

 

Требования к весовой технике (относительно точности измерений), которая используется в процессе продажи, оставлены без изменений.

 

4)    Введены общие Правила для розничной и комиссионной торговли ювелирными изделиями.

Исключены нормы об отдельном регулировании комиссионной торговли ювелирными изделиями отдельными правилами, которые утверждаются Минфином (приказ МФУ от 27.10.2004 №678 должен быть отменен, его требования – спецформы квитанций, товарных ярлыков на каждую единицу продукции, актов - неприменимы с момента вступления в силу постановления КМУ от 25.01.2017 №41).

5)    Изменены требования к товарным ярлыкам, их крепежу и сокращен объем информации, которую они должны содержать.

Исключены требования относительно обязательного крепления товарных ярлыков к изделиям нитками с пломбой. Теперь способ крепления товарных ярлыков (и вообще нужно ли их крепить к изделию) законодательством не урегулирован и выбирается самим субъектом самостоятельно.

Исключены требования об обязательном размещении информации на лицевой и обратной части ярлыка. Теперь этот вопрос регулируется предприятием самостоятельно.

Согласно новым Правилам торговли товарный ярлык ювелирных изделий предусматривает наличие следующей информации:

 

- наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;

- наименование изделия или его шифр;

- наименование сплава металла и его проба;

- масса изделия;

- номер (размер) кольца или браслета;

- наименование камня и его масса;

- отметки "изделие было в употреблении" или "б/у" для ювелирных изделий, бывших в употреблении.

 

Дополнительную информацию предприятие наносит либо в силу Закона Украины "О защите прав потребителей", либо в соответствии с ГСТУ или ТУ, на которые ссылается на этой этикетке, либо добровольно. При этом такая информация может быть размещена на ярлыке, например, в виде линейного (штрих-код) или двухмерного кода (QR-код), сканироваться и выводиться на экране монитора для ознакомления с ней потребителя (в том числе на смартфоне потребителя) при продаже и распечатываться, как паспорт изделия.

 

6)    Исключены требования об обязательной продаже ювелирных изделий в индивидуальной упаковке.

 

7)    Исключены обязательные требования к товарному чеку, выписываемому при продаже изделий. Теперь этот вопрос регулируется предприятием самостоятельно.

 

8)    Исключены нормы об обязательном фиксированном в Правилах гарантийном сроке в 2 года.

 

Теперь этот вопрос регулируется предприятием и может быть установлен предприятием самостоятельно, с учетом применяемых таким предприятием стандартов и ТУ, общих положений Закона Украины "О защите прав потребителей" и заключенного договора с потребителем.

 

Например, согласно ДСТУ 3527-97 «Изделия ювелирные из драгоценных камней» сроки гарантии изготовителя составляют 12, 18 месяцев со дня продажи изделия через предприятия розничной продажи.

 

9)    Исключены нормы, ограничивающие субъектный состав лиц, которые могут проводить аттестацию драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней в изделиях отечественного производства.

В Правилах в редакции 04.05.2011 такую аттестацию могли осуществлять только производители, Государственный геммологический центр Украины и уполномоченные ими на выполнение этой операции организации или лица.

Т.е. производители могут использовать при внесении в товарный ярлык данных о вставке информацию, содержащуюся в первичных документах, сопровождающих покупку драгкамней у третьих лиц и фактическую передачу указанных ценностей, без проведения их аттестации на собственном производстве при условии их закрепки без изменения свойств (например, огранки и т.п.). 

Таким образом, документом сокращаются специальные требования к торговле драгоценными металлами, драгкамнями, ювелирными изделиями, что влечет значительное снижение возможностей административного давления органов государственного (надзора) контроля на деятельность субъектов хозяйствования частного сектора экономики, работающих в данной сфере.

    Ассоциация планирует провести ряд семинаров по разъяснению  данного постановления и ответить на возникшие у Вас вопросы!


С уважением,

Президент Ассоциации ювелиров Украины                                                                                       Г.И.Мажаровский


До уваги

учасників ювелірного ринку України!

На прохання Асоціації ювелірів України в Міністерстві фінансів України пройшла зустріч робочої групи Асоціації та представників Міністерства, очолюваних Начальником Управління Трояном В.В.

Обговорювались декілька питань, а саме:

  • Про спільну і постійну роботу органів виконавчої влади з Асоціацією ювелірів України та іншими зацікавленими представниками громадськості з ціллю обговорення проектів змін до законодавчих та нормативно- правових актів, які регулюють відношення на ринку дорогоцінних металів і дорогоцінного каміння з ціллю їх удосконалення з вимогами сьогодення.

Слухали:

  • інформацію Начальника управління МФ Трояна В.В. про початок роботи Міністерства у сфері дерегуляції державного пробірного контролю за якістю виробів з дорогоцінних металів та дорогоцінного каміння;

  • про внесення змін до Закону України «про державне регулювання видобутку, виробництва і використання дорогоцінних металів і дорогоцінного каміння та контроль за операціями з ними»;

  • Постанова Кабінету Міністрів України від 25.03.1999р. № 460 «про затвердження правил роздрібної торгівлі ювелірними та іншими виробами з дорогоцінних металів, дорогоцінного каміння, дорогоцінного каміння органогенного утворення та напівдорогоцінного каміння», наказів Міністерства фінансів України від 20.10.1999 №244 «Про затвердження Інструкції про здійснення державного експертно-пробірного контролю за якістю дорогоцінних металів, вставок дорогоцінного каміння, виробів з них та матеріалів, що містять дорогоцінні метали та вставки дорогоцінного каміння» та від 06.04.1998 р. № 84 «Про затвердження Інструкції про порядок одержання, використання, обліку та зберігання дорогоцінних металів і дорогоцінного каміння» (у редакції наказу Міністерства фінансів України від 28 листопада 2012 року № 1230).

Представниками Асоціації ювелірів України вказано на:

  • Застарілість деяких норм Закону України «Про державне регулювання видобутку, виробництва і використання дорогоцінних металів і дорогоцінного каміння та контроль за операціями з ними». Потребують актуалізації відповідно до вимог сьогодення положення Закону про реєстрацію іменників виготовлювачів виробів з дорогоцінних металів та впровадження норм Конвенції з випробування та клеймування виробів з дорогоцінних металів. Також необхідно переглянути доцільність реєстрації суб”єктів господарювання, які здійснюють діяльність на ринку дорогоцінних металів і дорогоцінного каміння та ліцензування провадження господарської діяльності із збирання та первинної обробки брухту дорогоцінних металів;

  • Необхідність спрощення порядку одержання, використання, обліку та зберігання дорогоцінних металів і дорогоцінного каміння, затвердженого наказом Міністерства фінансів України від 06.04.1998 № 84 «Про затвердження Інструкції про порядок одержання, використання, обліку та зберігання дорогоцінних металів і дорогоцінного каміння» (у редакції наказу Міністерства фінансів України від 28 листопада 2012 року № 1230). Інструкція має ознаки зайвого втручання у фінансово-господарську діяльність суб”єктів господарювання приватної форми власності.

ВИРІШИЛИ:

- Підтримати пропозиції Міністерства фінансів щодо внесення змін до Закону України «Про державне регулювання видобутку, виробництва і використання дорогоцінних металів і дорогоцінного каміння та контроль за операціями з ними» та деяких нормативно-правових актів Мінфіну.

- З метою зменшення адміністративного втручання органів виконавчої влади у діяльність суб”єктів господарювання, які здійснюють операції з дорогоцінними металами і дорогоцінним камінням, та створення більш сприятливих умов ведення бізнесу у сфері обігу дорогоцінних металів і дорогоцінного каміння підтримано визнання Інструкції про порядок одержання, використання, обліку та зберігання дорогоцінних металів і дорогоцінного каміння, затвердженої наказом Міністерства фінансів України від 06.04.1998р. № 84 такою, що втратила чинність, та розробку кожним суб”єктом господарювання внутрішньої інструкції щодо обліку дорогоцінних металів і дорогоцінного каміння на підставі Методичних рекомендацій, виданих МФУ.

- Продовжити спільну роботу з опрацювання змін до інших нормативно-правових актів та внесення пропозицій керівництву щодо подальшої дерегуляції ринку дорогоцінних металів і дорогоцінного каміння.

- На наступне засідання робочої групи Асоціації ювелірів України подати свої пропозиції та економічне обгрунтування свого бачення питання сплати 10% збору на державне пенсійне страхування.

Виходячи з вищевказаного видно, що Асоціація ювелірів України активно працює з органами виконавчої влади по удосконаленню діючого законодавства, яке регулює діяльність суб"єктів у сфері обігу дорогоцінних металів та дорогоцінного каміння.

Просимо всіх, хто бажає внести свої пропозиції та зауваження направляти їх до Асоціації ювелірів України, або до регіональних відділень.

З повагою,

Президент АЮУ Мажаровський Г.І.


ИНФОРМАЦИЯ

об итогах проведенного собрания членов Ассоциации ювелиров Украины совместно с Харьковским казенным предприятием Пробирного контроля Министерства финансов Украины.

22 января 2015 г.

Харьков

В работе собрания приняли участие 112 человек с различных регионов Украины.

Повестка дня собрания

1. Информация об итогах работы ювелирной отрасли Харьковского региона, а также основные показатели деятельности Восточного казенного предприятия пробирного контроля  за 2014г.

                            Докладчик:  директор предприятия ХКППК МФУ - Хупения Е.К.

 

2. Порядок подачи, приема, клеймения, выдачи и оформления ювелирных изделий, а также порядок оплаты услуги в свете последних изменений, внесенных в Налоговый  Кодекс Верховным Советом Украины 28 декабря 2014 года.

Докладчик:  заместитель директора предприятия ХКППК МФУ – Козина Н.

 

3. Обсуждение вопросов:

- об обязательном применении  РРО предпринимателями  ІІ и ІІІ групп  с 01.07.2015г;

- о ситуации, сложившейся на ювелирном рынке, связанной с введенным Национальным Банком Украины ограничением на приобретение драгоценных металлов, необходимых для производства;

 

4. Рассмотрение заявления  Директора Харьковского отделения Ассоциации ювелиров Украины.

 


1. По первому вопросу слушали Директора Восточного казенного предприятия Пробирного контроля Министерства Финансов Украины, Хупения Е.К.

По итогам выступления:

- предприятием обеспечено выполнение всех показателей;

- для оказания полного спектра услуг создана геммологическая лаборатория, прошедшая аттестацию и осуществляющая экспертизу  драгоценных камней для:

       1) субъектов предпринимательской деятельности;

       2) физических лиц;

       3) правоохранительных органов и других государственных  и уполномоченных структур.

- за 2014 год было нанесено 3 838 779 оттисков пробирных клейм, сделано 1908 химических анализов, анализ для предпринимателя осуществляется в кратчайшие сроки  (1 день);

- были отмечены лучшие предприятия: «Харьковская ювелирная фабрика», предприятие «Италтек», фирма «Аврора», «Эдельвейс-Про», «Сапфир», «Агни-Лимитед», ФЛП Шевченко В.Н. и многие другие;

- в то же время, было обращено внимание на следующие  недостатки в работе предприятий, которые были выявлены в ходе проведения химических анализов продукции, сделанной на клеймении:

       1) Количество нестандартных сплавов  - 323 572, в которых выявлены вредные химические элементы, как кадмий (превышение), сурьма, свинец.

      2) Перезаявленная проба – 20 194 изделий.

      3) Клеймение изделий пробой НП – 1 564 шт.

      4) Без нанесения именника – 537 шт.

      5) Брак производителя – 1 926 шт.

Хотелось бы обратить внимание всех предпринимателей, что в Кодексе Украины про административные нарушения усилена ответственность за реализацию ювелирных изделий без оттиска государственного пробирного клейма и с фальшивым пробирным клеймом.  Это влечет наложение штрафа от 500 до 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией предметов торговли.

 

2. По второму вопросу заслушали информацию заместителя директора Козиной Н., которая в доступной и понятной форме объяснила весь порядок сдачи и оплаты услуги по клеймению ювелирных изделий в соответствии с установленным порядком, принятым Верховным Советом Украины 28 декабря 2014 года. Ответила на все вопросы, которые интересовали участников собрания.

 

3. По третьему  вопросу  применения  кассовых аппаратов  с 01.07.2015 при реализации ювелирных изделий приняли решение о начале работы с органами государственной власти о возможности отсрочки введения этого закона до 2016 года.
По вопросу приобретения драгоценных металлов для производства ювелирных изделий - на сегодня есть возможность приобретать только у предприятий, занимающихся аффинажем  драгоценных металлов.  В Украине работает около 42 таких предприятий, поэтому предлагаем обращаться к ним. Перечень таких предприятий будет размещен на сайте Ассоциации Ювелиров Украины - www.jewellery-asu.com.

 

4. По четвертому вопросу было зачитано заявление Директора Харьковского отделения Ассоциации ювелиров Украины Глухова Юрия Сергеевича с просьбой освободить  его от этой общественной нагрузки по собственному желанию. В связи с тем, что в состав Харьковского отделения входят Харьковская, Полтавская,  Сумская, Черниговская и Черкасская области,  принято решение поручить в каждой области активным представителям ювелирного бизнеса выполнять эту общественную (без оплаты) функцию. Также это решение связано с тем, что за последние 5 лет с момента организации структуры Директоров региональных отделений численность членов Ассоциации выросла со 168 до 469 членов и продолжает  расти. Ассоциация ювелиров Украины объявила сбор предложений по выдвижению кандидатур на замещение должности Директоров региональных отделений на общественных началах в Харьковской, Полтавской, Сумской, Черниговской и Черкасской областях.  Ждем ваших предложений.